„ | БЛИЖАЙШИЕ РОДСТВЕННИКИ Франсиско Мендес – отец Тереза Хуана Мендес – мать, умерла в 1502 Джозеф Мендес – брат, умер в 1512 году в возрасте двадцати шести лет Альваро Мендес – брат, умер в 1503 году в возрасте пятнадцати лет Хуана Мария Мендес – сестра, умерла в 1512 году в возрасте четырнадцати лет Диого Мендес – дядя Гонсало Мендес – дядя, судьба неизвестна Беатрис де Луна Мендес – мачеха.
Мария Тереза Мендес (Бенвенисте) родилась в Эпоху открытий, воин в Европе, горящих костров Инквизиции, в семье Франсиско Мендеса одного из самых богатых торговцев и банкиров Европы. Настоящее имя Франсиско Мендеса – Цема Бенвенисте. Он был правнуком Авраама Бенвенисте. Семья относилась к насильственно обращенным евреям, известным как conversos или марраны. Они бежали в Португалию, когда королева Кастилии Изабелла и король Арагонский Фердинанд изгнали евреев в 1492 году. В 1497 году семья Мендес была обращена в католицизм. Франсиско Мендес основал и руководил вместе со своими братьями Диого и Гонсало Mendes Bank, огромную и влиятельную торговую компанию и банк с мировой репутацией и с агентами по всей Европе и Средиземноморью. Хотя начинали они с торговли драгоценными камнями. После начала Эпохи открытий и открытия португальцами морского пути в Индию, Гонсало финансировал корабли всех экспедиций и сам принимал участие во второй миссии Васко да Гамы. Мендесы стали особенно важными, как одна из шести семей, которые контролировали торговлю пряностями в Индийских Армадах Португалии. Их еще называли королями черного перца. Вместе с другими семьями они основали торговый пост в Антверпене, откуда контролировали распространение черного перца в Европе. Так же Мендесы торговали серебром, финансировали королей и королев Португалии, Испании, Англии, Фландрии и пап в Риме через Банк Мендеса. В 1500 году жарким июльским днем в семье Франсиско родилась вторая дочь, которую нарекли Мария Тереза. К этому времени у дона Мендеса было уже два сына: Джозеф и Альваро, а так же дочь Хуана Мария. Дети были дружны между собой. Старший шестнадцатилетний Джозеф помогал отцу, четырнадцатилетний Альваро же грезил путешествиями, хотел пойти на военную службу из-за чего часто ссорился с отцом. Хуане Марии было же на момент рождения сестры два года. В 1502 году вместе с дядей Гонсало Альваро отправился к берегам Индии в составе второй экспедиции Васко да Гамы. В этот же год чуть позже во время родов Франсиско лишается жена, а дети матери, во время родов умирает и ребенок. В 1503 году вернулся дядя Гонсало, который привез печальную весть о гибель Альваро в одном из сражений португальцев в Южной Индии. Мария и Хуана росли дружно. Хуана была более покладистой, скромной и нежной. Очень напоминала покойную матушку, так говорил Джозеф. Мария же была напротив более решительной, умевшей убеждать и добиваться своего. Насмешливая, жизнерадостная, всегда умевшая постоять за себе и тех, кто был ей дорог. Рано научилась, как говорится, вить веревки из мужчин в их семье. Если Хуану сравнивали со спокойным морем, тихой рекой, то Марию с огнем и буйным морем. Она грезила, как и ее погибший брат Альваро далекими землями. Выросшая на рассказах дядюшки Гонсало и частого гостя в их доме Васко де Гаммы, а так же других путешественников, Мария мечтала однажды отправиться к берегам Индии, посмотреть Африку, мчаться верхом по зеленым холмам Цейлона. Дочери Мендеса получили прекрасное образование: танцы, музицирование, этикет, математика, письмо, словесность, ведение домашнего хозяйства, география, история, искусство, богословие. Мария увлекалась более всего географией, историей, астрономией. Любила читать, танцевать, ездить верхом и изучать иностранные языки, среди которых, помимо двух ее родных португальского и идиша, были: французский, испанский и флорентийский. Хуана же любила музицировать, обладала прекрасным голосом, была очень набожной, любила искусство и поэзию. В 1510 году отец женился вновь на Беатрис де Луна. В 1512 году в Португалии подходил к концу льготный срок для иудеев, установленный Мануэлем I в 1507 году после антииудейскийх погромов в 1505 году. Страна замерла в ожидании. Мария и Хуана возвращались в Лиссабон от дядюшки Диого, когда вновь вспыхнул бунт. Фанатики грабили и поджигали дома так называемых «новых христиан», бросали их в костры. В течение двух дней погибли тысячи иудеев и сотни были сожжены. Мария до сих пор помнит тот жуткий вечер, когда дорогу их карете преградила толпа. Они вытащили сестер Мендес. Впервые видела не людей, а зверей, которые были готовы все крушить на своем пути. Толпа кричала, бесновалась, тащила на площадь. Их привязали к столбам под звуки криков, а вокруг накидали хворост. Называли отпрысками дьявола, проклинали. Воздух пах гарью и горящей плотью. На глазах Марии сожгли ее четырнадцатилетнюю сестру Хуану, самую набожную в их семье. Уже собирались сжечь ее, когда на площадь ворвался Джозеф с их людьми и солдатами, охранявшими столицу и пытавшимися подавить бунты. Завязалась бойня. Марию вывезли из города к дяде Гонсало. Позже получили известия о том, что старший брат погиб в ходе тех беспорядков. Мария же проводила дни взаперти, напоминая дикого запуганного зверька, который боялся людей. Она боялась выходить из своей комнаты. Оплакивала сестру и брата. Казалось порою, что сходит с ума. Так прошло около полугода. Отец не знал, что делать, так как единственная дочь, единственный его ребенок угасал на глазах. Тогда его брат Гонсало предложил взять Марию с собой в путешествие в Индию, куда он собирался с экспедицией по делам их торговой компании. Если до этого Франсиско и слышать не хотел о подобном, то тут согласился. Этому же поспособствовала Беатрис, которой мешала Мария, как она говорила: «Портила жизнь своим унынием и лишала их покоя». В конце 1512 года Мария и Гонсало Мендес отправились в Индию. Новые страны, города, вдали от места трагедии постепенно возвращали к жизни. Побывала у берегов Африки: Софало, Мозамбик, Момбаса, Могадишо. Жила какое-то время в южной Индии: Каликут, Гоа. Побывала на Цейлоне. Недолго погостила во дворце Кришнадеварайя правителя Виджаянагара, который являлся центром наук и искусств с множеством монументальных и красивых построек. Конечно, подобные путешествия не были лишены бытовых трудностей, жаркий и влажный климат, насекомые и змеи тоже не делали путешествие легче. Именно здесь в Индии она научилась обращаться с ядовитыми змеями. И все же единственная дочь Франсиско Мендеса была воодушевлена всем, что могла видеть и узнавать. Она решила написать книгу о своем путешествии и постоянно делала заметки. Шло время. Мария могла теперь дышать полной грудью, снова полюбила жизнь, но совсем не желала возвращения в Португалию, с которой было связано столько ужасных воспоминаний. Только отца желала вновь увидеть. Около года она прожила на Гоа, отмечая, что в отличие от других поселений, таких как Кочин и Каннаноре, в Гоа было много коренных жителей, которые жили по их законам. Оттого здесь можно было наблюдать разнообразие традиции. Мир оказался намного огромнее, а люди и их вера разнообразнее. Гоа был важным и единственным торговым центром арабских и персидских коней, ввозимых из Ормуза. Здесь она познакомилась немного с арабским языком, изучила местный язык конкани. В 1515 году, когда умер Афонсо де Альбукерке, возглавлявший Гоа, видела, как индусы оплакивали его уход вместе с португальцами. Видела, что люди разных религий, разных стран могут жить совместно довольно мирно. В 1516 году настало время отправляться в Португалию. Дядюшка обещал, что в Португалии они пробудут не долго, что следующий их путь лежит в Новый Свет. Верно говорят, не жалуйся и не желай чего-то, о чем потом можешь жалеть. Бог будто услышал ее слова о том, что она не желает возвращаться. На обратном пути на их корабли напали пираты. Мария попала в плен. Она пыталась убедить пиратов отпустить ее, ведь отец мог им заплатить огромную сумму выкупа. И все же судьба привела ее в Топкапы. Донна Мендес мечтала вырваться из этих стен. Она однажды попыталась выбраться, но столкнулась с четырнадцатилетней Рабией. Ей тогда показалось в свете факелов, будто за ней ее покойная Хуана пришла, так они были похожи. Именно Рабия тогда уберегла Марию от опрометчивого поступка. Они подружились. Марии дали новое имя Айшехан, которое означало процветающая, успешная госпожа, но для Мари скорее подходило другое его значение, энергичная, деятельная, жизнелюбивая госпожа. Айшехан привязалась к Рабии и полюбила ее как сестру, которую потеряла. Рабия же помогала в свою очередь освоиться подруге. Привыкала к новой жизни, но все еще грезила свободой. Ночами так часто видела те далекие края, в которых побывала. Бескрайние просторы Африки, буйную зелень Индии, отца и одно и второго дядю. Иногда во сне ей являлись братья и Хуана. Иногда в ужасе просыпалась, когда ей снился огонь. Айшехан очень боялась огня с момент гибели сестры. Она старалась не выделяться из общей массы таких же обучающихся хатун. Год спустя в один из дней попалась на глаза управлявшей гаремом Атийе Султан, матери четырех шехзаде и прекрасной султанши. Судьбе было угодно, чтобы Айшехан с подругой стали приближенными Султанши. В те времена хатун и не думала о том, чтобы стать частью гарема одного из шехзаде и точно знала, что не желает стать наложницей Повелителя. Это бы означало оказаться втянутой в интриги, а еще большую вероятность в ближайшее время оказаться в водах Босфора, ведь у Султана уже было множество детей, наложниц, а главное были фаворитки наделенные властью, матери его сыновей. Айшехан же никогда не интересовала власть, она любила жизнь, была любознательной и свободолюбивой, а власть, интриги ей были не то чтобы чужды, но скорее безразличны. Госпожа желала, чтобы девушки не привлекали внимание, а Айшехан была только рада учиться, узнавать что-то новое, наблюдать за жизнью гарема, веселиться на праздниках, работать, размышляя о своем, беседовать с Рабией, служить Султанше. Она прекрасно понимала, что покровительство такой женщины, словно щит для них. Хотя и у этого щита есть оборотная сторона в виде острого кинжала. Если не стремиться к власти, то шанс прожить подольше увеличивается. К тому же согласно порядкам гарема, хатун могла в итоге получить свободу, выйдя замуж, получив хорошее приданное. Либо получить хорошую должность при госпоже, когда та однажды станет Валиде Султан. Гарем Топкапы был огромен. Там легко было затеряться, тем более служанке. Айшехан была благодарна своей госпоже за заботу и опеку, отплачивая верностью. Так пролетело еще два года. В 1519 году от родовой горячки умерла фаворитка шехзаде Искандера. Атийе Султан вызвала Айшехан и Рабию к себе и дала им наставления, а так же сообщила, что отныне они будут наложницами в гареме шехзаде. Их простые одежды сменились более подходящими. Только Айшехан в душе не знала, как к этому относиться. Ей не хотелось покидать Топкапы, а еще более не хотелось, чтобы между ней и Рабией пробежала кошка. Это печалило. «Если нужно, то пусть Рабия станет фавориткой, а я буду ей помогать», - размышляла хатун, все еще думая, что, возможно, сможет однажды получить свободу. Думал ли так же Рабия? Что она чувствовала? В ночь перед отъездом в санджак они порезали ладони, произнесли слова клятвы, скрепив ее кровью. Клялись, что чтобы ни случилось, они не станут врагами. Возможно, они даже никогда не станут фаворитками шехзаде, ведь их главная задача защищать старшего сына их госпожи. А если одной из них повезет, то другая порадуется и будет помогать. В санджаке было очень тихо по сравнению с Топкапы и дворец был меньше и гарем. Так уж вышло, что Рабию почти сразу определили к девушкам, что присматривали и ухаживали за маленькой султаншей. Айшехан же хотела быть рядом с подругой. Оттого она добилась того, что скоро заняла место одной из хатун, служившей маленькой султанше. В июне в свите шехзаде, сопровождая Нилюфер Султан, вместе с Рабией они вновь приехали в Топкапы. - - - - - Помимо знаний, перечисленных в биографии, так же разбирается в драгоценных камнях (кои долгое время являются семейным делом). Прекрасно держится в седле. Умеет ориентироваться по звездам. Немного познакомилась с наукой мореплавания во время ее путешествия. | “ |